Рубрики
Календарь
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Счетчики
Счетчик тИЦ и PR

Рецензия: Земфира «Жить в твоей голове». Без шансов, господа!

19.02.2013 17:03 Итак, свершилось, товарищи! Новая долгожданная студийная пластинка Земфиры Рамазановой 14 февраля увидела свет. Как известно, альбом носит название «Жить в твоей голове» и является шестым по счету (не считая синглов, би-сайдов и сборников) в копилке певицы.  Первое впечатление: это мощно. Это качественно проделанная работа. Это слышно. Это чувствуется. Башкирская красавица не разочаровала меня ни на одно мгновение, несмотря на то, что предчувствия и ожидания были полны скепсиса. Поводом стал предыдущий альбом «Спасибо» (2007), в котором Земфира сломала свой привычный образ, свою устоявшуюся, узнаваемую гармонию полностью. Это не было сделано плохо – это было очень неожиданно, это был своеобразный сюрприз. Слушать треки из «Спасибо» до сих пор непривычно даже мне, истинному ценителю и давнему поклоннику творчества Земфиры. Многие тогда восприняли это «непривычно» как равнозначное «плохо». Эта позиция кажется мне в корне неверной. Это самое «непривычно» можно уравновесить со «сложно». Песни были действительно неожиданно сложны для понимания, и сама музыка была уже на порядок сложнее, нежели она была, скажем,  в дебютном альбоме. Иногда мне кажется, что Земфира сделала эту пластинку такой специально, как некую провокацию, направленную на публику, — примут / не примут. Брала свою публику на «слабо» — откажутся от нее или нет. Именно по этой причине было жутко интересно, ЧТО же нам споет Земфира в этот раз, О ЧЕМ, а главное КАК она это сделает. В любом случае, Земфира – это всегда взрыв. Земфира – это всегда сенсация. Земфира – это та персона, к которой при малейшем информационном поводе приковано сто процентов внимания. В активе певицы нет еще ни одного диска, который своим «рождением» не вызвал бы ажиотажа. Каждый из них всегда был долгожданным и, что главное, желаемым. Земфира всегда до последнего хранит в тайне подробности о выходе нового трек-листа, вплоть до его названия. Тем не менее, ставки на то, каким он будет, делаются за год до предполагаемой даты выхода пластинки. И, как правило, выигравших нет, ибо Земфира Рамазанова, как я уже сказала – это эффект цунами в пустыне. Ситуация с диском «Жить в твоей голове» и с образовавшимся вокруг него шумом (и шелестом СМИ) была типична и предсказуема. Не отступив от своих традиций и принципов, Земфира молчала до последнего, как всегда, заинтриговав по самое …  . Потом, бац, в ночь с 13 на 14 февраля взяла и выложила его на «Яндекс. Музыке». Наверное, я была из числа первых, услышавших то, чего так долго ждали (как говорится, и враги, и недруги).  Вернемся к самому важному – нынешнему творчеству Земфиры, которая, откровенно говоря, давно не баловала поклонников новеньким и свеженьким. Первое впечатление я уже успела высказать в самом начале. А зря. Не сохранила интригу. Но, как уже очевидно – все идет  к тому, что моя рецензия будет хвалебной. Это верно, безусловно.  В отличие от предыдущего альбома, «Жить…» по своему звучанию, по мелодике, по гармонии дает возможность обернуться. Что я имею в виду? А то, что уж больно экспериментальным был «Спасибо». Он был принципиально ДРУГИМ, ИНЫМ. В песнях из «Жить…» Земфира делает маленький шаг назад, к своим узнаваемым, немножко забытым традициям. Не стоит думать, что в 2013 рок-дива решила изменить себе, резко развернуться в 1999 год и удариться в перепевки «Ромашек», нет, ни в коем случае. Чтобы вам было понятнее, я попрошу вас представить обыкновенный, но новый, только что поставленный забор и рядом маляра, который этот забор усердно красит. У маляра в руках не большой валик на длинной ножке, а всего лишь маленькая кисточка для рисования. Сия аллегория заключается в следующем: новый забор – это новый диск; маляр, соответственно, — автор. Земфира наносит «краску» на новое, не заливая все и вся. Она делает это маленькими аккуратными мазками. Она не размахивается на весь «забор» огромным валиком. Она штрихами, обрывистыми линиями украшает (!) его. Эти «ретро» нотки особенно отчетливо звучат в песнях «Чайка», «Похоронила» и «Кувырок».  По своей структуре и стилизации, «начинка» пластинки не удивила. Не знаю, хорошо это или плохо. Это стабильно, а стабильность не есть плохо. С самого начала своей карьеры, Земфира действует по четко намеченной схеме (возможно, даже сама того не ведая) – это можно легко пронаблюдать. В каждом альбоме Земфиры есть: 1) Хиты, 2) Песни — «триллеры», 3) Баллады / медляки, 4) Песня – «старт», «отправная точка», т.е. такая песня, по которой публика будет узнавать пластинку. В новом деянии певицы можно уже точно сказать, что песня — «старт» — это «Без шансов». Я думаю, чуть позже она прочно займет позицию «Хитов», к ней, возможно, присоединятся «Кувырок» (композиция очень похожа на «Итоги» из «Вендетты» 2005) и/или «Чайка».  Классические «земфировские медляки» и романтические баллады: «Если бы», «Жить в твоей голове», «Гора», «Река», «Похоронила», которыми она всегда попадает в точку. К «триллерам» можно смело отнести,  в первую очередь, «Без шансов» и «Деньги». Перейдем к самому вкусному – к текстам и поэтике. Здесь без шока не обошлось. Шок был неоднозначным. Рок-музыка (именно андеграунд как таковой) – это всегда грусть, уныние, депрессия, смерть, суицид. Эта тема неизбежна, если автор хочет обнажить душу, дабы предстать перед публикой честным, если он хочет, чтобы его песни были по-максимуму искренними. Это было всегда. Тема депрессии у Земфиры тоже нередко присутствовала, но она всегда была выражена с огромной долей иронии, шутки. Тема смерти тоже неоднократно затрагивалась. Смерть и самоубийство у Земфиры всегда четко отрегулированы, даже регламентированы. На эту тематику у нее есть какой-то определенный лимит. Больше, чем нужно, она не сделает по той простой причине, что она исполняет не пост-панк и не психоделику. Это просто-напросто не ее жанр.  Тексты нового альбома и удивляют, и пугают. В них очень много смерти, много депрессии, много черного, что нехарактерно для Земфиры. Название трека №7 «Похоронила» бросается в глаза сразу. Кладбищенские интонации пронизывают практически весь альбом, начиная с его мрачной, темно-серой обложки и изображения Земфиры, закрывающей лицо воротником черного свитера. К слову сказать, «Спасибо» был чисто белым. Подобные песни уже были в репертуаре Земфиры, например, «Повеситься» или «Мы разбиваемся», которая в 2007 вызвала очень неоднозначную реакцию.  У меня же реакция вообще появилась только сейчас, когда я осознала, что это не 1-2 песни, а тенденция. Тенденция разнобока. С одной стороны, становится немножко жутковато. С другой, а почему бы и нет? Почему бы Земфире не попробовать свои силы в таком направлении? Она талантливый поэт и музыкант – она сможет двигаться в любом случае и при любых обстоятельствах. В конце концов, скажу откровенно – меня все эти «могилки-бугорки-оградки» впечатляют, причем в самом позитивном смысле этого слова.  Говоря не литературно – меня прет и цепляет. И я благодарна Земфире, что с ее новыми песнями я получаю лишнюю долю кайфа. Напомню, что песня «Без шансов» была выпущена как сингл в апреле 2011 года. В альбом «Жить…» она вошла уже в измененной аранжировке. Изначально песня была сделана под электроакустический минимализм. Композиция произвела фурор и многочисленные споры по поводу грядущего альбома; была принята сначала довольно прохладно, — от «вернувшейся из творческого отпуска» Земфиры ждали явно чего-то большего. Но с оценками альбома по одному синглу всегда была спешка. Земфира специально запускает  таких «первых ласточек», по которым будут вестись споры, которые будут обсуждаться, благодаря которым вспыхнет интерес. Так было с «Прогулкой» (Вендетта, 2005), с «Трафиком» (Четырнадцать недель тишины, 2002), с «Мальчиком» и «Воскресением» (Спасибо, 2007). Так было и со «СПИДом» (Земфира, 1999). Молодой певице рекомендовали забыть дорогу на сцену по причине ее безнадежности с багажом этой и еще десятка подобных песен. Что произошло после выхода дебютного альбома, мы с вами знаем и вдаваться в ностальгию не будем.  Земфира выросла. «Девочка-скандал» уже, конечно, не девочка, что Земфира показала еще в третьем альбоме «Четырнадцать недель тишины» (2002). Земфира не просто талантливая певица, — она мудрая женщина (и поэтому прогрессивная артистка). Она грамотно растет и развивается от диска к диску, от песни к песне, в первую очередь, как человек и личность. Таким образом, и ее музыка идет с ней в одну ногу. В ее дискографии есть и сумасшедший, романтический пубертат, и безрассудная юность, и переход от одного к другому. Она не допустила застоя. Она не «застряла» в этом романтическом пубертате. С этой стороны, новый альбом, конечно, изрядно напугал: не хочется думать, что в 2013 Земфира подводит итог. Своей жизни. Своей музыки. Понятное дело, что «Жить…» рассчитан на любителя. На любителя истинного и преданного. Тем, кто до сих пор ждут продолжения «Ромашек», пластинка придется явно не по вкусу. Пластинка понравится таким, как я, млеющим от андеграунда в духе Янки Дягилевой и «Агаты Кристи», от мелодичного отзвука смерти, от безумно красивой и глубокой печали. Слушать новую Земфиру будут люди, которым есть о чем подумать наедине с самим собой, например, о безысходности или тленности бытия. Не стоит забывать и о диком разнообразии инструментальной составляющей. С самого начала Земфиру воспринимали исключительно как рокопопсовую певицу. Уже в начале 00х, она сделала заявку на то, что на самом деле намного круче, чем кажется. И доказала. На сегодняшний день Земфира умеет мешать неперемешиваемое и делать так, чтобы это неусваиваемое мы все-таки усваивали! Огромное количество стилей, приемов, необычных находок и смелых музыкальных решений.  Если говорить в целом, альбом получился очень интимным, личным, откровенным. Превалирующая тема смерти говорит исключительно о смелости автора, который молчал пять лет. Земфира снова сделала беспощадный трэш. Земфира снова попала в дух времени, несмотря на то, что ее новые песни носят абстрагированный и декадентский характер. Она не призывает нас бежать куда-то (Земфира всегда была аполитична). Она просто сидит в своем маленьком уютном мире, копается в себе, пытаясь найти что-то неоправданно новое. Отчаянно новое. Она производит самоидентификацию. Действительно, альбом опять выполнен вне каких-либо канонов и, не подчиняясь каким-либо законам. То, что «Жить…» перекликается с предыдущими работами – факт. Только текстура музыки уже более изысканная, опять же, повзрослевшая.  Как я уже упоминала, в 1999 году о начинающей рок-звезде в один голос твердили: «У нее нет шансов». Но уже многие годы Земфира сама решает, у кого есть шансы, а у кого их нет. Она сама себе гений и постоянно дает понять это остальным. Она хозяйка отечественной рок-арены и в ближайшее время, поверьте мне, останется таковой.  Последний альбом в очередной раз подтвердил это, — Земфира и сегодня никому не оставит ни малейшего шанса.  Брусиловская Яна

Источник

Комментарии закрыты.